В АРХИВЕ ЕСТЬ ВСЕ!

суббота, 2 января 2010 г.

Дети — «ослабители» и усилители чувства

Второй парадокс счастливых семей касается детей. У многих молодых родителей, особенно в «семье для детей», быстро слабеет влечение друг к другу. Крупная доля душевных сил, которая уходила в это влечение, уходит теперь на детей. Внимание друг к другу круто спадает, сердечных забот остается гораздо меньше, и это истончает самые глубинные ниточки их тяготений.
Счастливые и здесь живут по правилу наоборот. На вопрос «Сильно ли любовь к детям уменьшила вашу любовь, ваше внимание друг к другу?» они ответили: наоборот, дети открыли нам новые достоинства друг в друге, любовь к ним только усилила нашу любовь.
В их семьях жена не сажала мужа на голодный паек внимания, а муж не бросал ее один на один с кастрюлями и корытом. У них не было «самоотречения», т. е. отречения друг от друга ради детей. Может быть, неосознанно, но они действовали здесь по тому же закону, что и в тяготах: чем тяжелее родительская ноша, тем теплее, сердечнее стоит быть друг с другом.
На словах все очень просто, но, чтобы добиться этого, нужны марафонские усилия. Каждый день приходится перемогать усталость и раздражение, каждый день находить силы для теплых забот друг о друге. И это тоже, наверное, норма не только для семей-исключений, не только для «альпинистов любви», которые рвутся к вершинам счастья. Это, видимо, обычная, естественная норма для всех, кто хотел бы сохранить нормальные, хорошие отношения. Ибо чем тяжелее людям, тем дороже им помощь и тем душевнее их благодарность за нее, глубже ощущение близости.
Парадоксы счастливых — это, пожалуй, единственные лекарства, которые могут спасти людей от кризисов, неизбежных в начале супружества и в начале родительства. Это, возможно, новые всеобщие законы семейной культуры, которые сейчас рождаются и которые созвучны законам человеческой психологии.

Сегодняшнее исключение — завтрашняя норма?

Третий парадокс счастливых озадачивал меня сильнее всего. У большинства супругов любовь (или влюбленность, симпатия) как бы река наоборот: чем она дальше, тем мельче, уже. У счастливых (пока они счастливы) любовь — как река: чем дальше она, тем полноводнее, глубже.
В нее впадают — и углубляют ее — новые притоки чувств: дружеская близость интересов, теплая благодарность за заботу, родительская любовь, уверенность в спутнике жизни и от всего этого — душевное спокойствие, защищенность... Наверное, поэтому их любовь меньше подчиняется непреложному закону всякой любви — закону старения, затухания.
Конечно, не все счастливые долго держатся на такой высоте: кое у кого лет через 10—15 счастливая жизнь делается просто хорошей, нормальной, а то и портится, становится полу - удачной. Но и 10—15 лет счастья — это раз в десять больше короткой счастливости, удела большинства пар.

Комментариев нет:

Отправить комментарий